Счастливые обладатели ключей для прессы уже прошли третьего Ведьмака и вовсю пишут рецензии, а я ждала релиза и только краешком глаза следила за происходящим - не люблю спойлеры: игру я уже купила, так что и так и так в нее сыграю. Оценки в основном восторженные 10 из 10, 9,5 из 10, 9 из 10, 9,3 из 10 - что? как это вообще определили? - и понятное YES от Kotaku. В конечном итоге мы действительно либо играем в игру, либо нет. Оценки 8 из 10 выглядят даже оскорбительно - баллы скидывают за проблемы с оптимизацией, недочеты боевой системы и "провисание" местами сюжета. Время и Metacritic нас рассудят.
А стартовым толчком для этой моей заметки послужила шумиха вокруг обзора в Polygon, крупного американского портала. В нем упомянуты запрещенные слова вроде "мизогонии" и "небелые люди". Теперь любители горячих тем пересказывают, как американцы недовольны, что в игре нет негров, иногда даже без цитат. Я думала даже перевести этот обзор, но подробностями игры уже поделилась Elle, а для моего расследования полная версия не нужна. Любопытствующие могут прочесть обзор по
Далее Артур уделяет внимание боевой системе, подчеркивая общие с the Witcher II моменты: зелья, знаки, два меча. С одной стороны, бои стали активнее, но местами Артур с сожалением вспоминал второго Ведьмака. Во-первых, ему не понравилась работа камеры, особенно в помещениях, а во-вторых, Геральт стал менее расторопным и чаще врезается в стену вместо необходимого эффектного прыжка (хотя я и во второй части знатно побилась головой о деревья -п/Вуди).
Третья часть обзора самая крамольная, ведь Артур описывает положение женщин в игре. Мир Ведьмака недружелюбен, часто подчеркивается, что быть женщиной сложнее и им приходится работать больше ради силы и признания. А потом еще убивают и мучают.
"Если женщину не убивают, значит, она до комичного сексуализирована. Обнаженка повсюду, прямо как в Игре Престолов, да и одетые героини немногим лучше". У Цири, образа дочери для Геральта, из кофты вываливается лифчик, другие просто немного светят ареолами. Последним Артур упоминает, что не встретил ни одного "небелого" персонажа за все время игры.
После статьи размещено заключение, где автор подводит итоги: даже лидерство героинь не может сгладить того, что все женщины в мире созданы для развлечения Геральта. Все равно, the Witcher III - прекрасное завершение трилогии и "меткий выстрел в жанре игр с открытым миром".
Ведьмаки-расисты
Что тут сказать? Первая мысль, конечно, о том, что нельзя заставить художника творить вопреки его замыслу. Одни европеоиды? А что вы ожидали, если в Польше и сейчас одни европеоиды? И далее дискуссия сводится к перестрелке ссылками на учебники истории и страницы из Википедии.
На самом деле не так уж и важно, гостили ли в средневековой Польше представители иных рас. Средневековье в Ведьмаке несколько условное, тем более населенное эльфами и драконами. Представить, например, зерриканцев темнокожими или арабами легко, а кого только не встречает Геральт в своем путешествии. И если уж американскому автору такая расовая ситуация резанула глаз, то в публикации на американском портале стоит ее упомянуть - мало ли, кто-то принципиально не играет в игры с таким раскладом. Я вот не играю игры с карикатурными злыми русскими.
Важно, что на оценку игры это влиять не должно (и вряд ли влияло) и вот почему.
Так называемое "бремя белого человека" лежит в первую очередь на представителях англосаксонской культуры, культуры покорителей и колонизаторов. Именно их культура распространялась насильственно по всем сторонам света. В США расизм и борьба с ним бурлят в их плавильном котле и целые социальные слои никак не отмоются от статуса рабов, что рефлексируется, например, в Bioshock. Да и в России вопросы сосуществования разных религий, культур, рас и наций решаются еще со времен монголо-татарского игра. А вот Польша населена преимущественно европеоидами. Одно дело - игнорировать существующую проблему, а другое - не поднимать несуществующую.
При этом национализм, междуусобные войны, империи, раздирающие боле мелкие страны на куски, все вот эти исторические мотивы в Ведьмаке есть, пусть некоторые и на примере эльфов и краснолюдов. Более того, вопрос расизма, пусть и фентезийного, одна из самых важных тем в игре.
И лично я бы еще отдельно подчеркнула бы то, что помимо общеевропейских мотивов в Ведьмаке полно славянских нот. А славянскую культуру смело можно считать минорной в мире игр. Сколько вообще ААА проектов с этой тематикой существует?
Ведьмаки-сексисты
С женщинами претензию сходу отклонить не выйдет. И живут эти женщины повсюду, и повсюду некоторые мужья жен били, бьют и, видимо, будут бить. А уж что с ними во время войны делают, лучше вообще не знать. Условность времени не спасет. Какую бы эпоху мир Ведьмака не изображал, право на жизнь и свободу в ней женщины явно выгрызают с боем. И это правильно.
Правильно не в смысле "желаемый порядок вещей", а в том что игнорировать этот социальный конфликт - лицемерие, когда в то же время расковыриваются остальные язвы общества. Гораздо более мерзким ходом было бы изобразить в той реальности спокойных и защищенных женщин, какую-нибудь пастораль про "старые добрые времена". Как же.
Подобно всякой хорошей истории "Ведьмак" не просто смакует жестокость и потрошит мифы и сказки, но рассказывает в доступной форме о жизни. Пусть большинство и не вляпается в то, во что вляпался Геральт, в глобальном смысле перед всеми встают одни и те же вопросы. Выдуманный мир, в котором у нас нет ни к кому предубеждений и ожиданий, дает нам встать на обе стороны конфликта и поразмыслить над ответами. Интерактивная форма игры усиливает эффект - мы сами принимаем решение и видим их последствия. При этом морального поощрения за "правильные" решения не следует, нам остается только верить, что мы все сделали правильно. Сам факт постановки игрока в условия неоднозначного выбора ценен, хотя многие могут просто прокликать диалоги.
Как ни крути, отобразить уязвимое положение женщины, если она действительно уязвима - не сексизм и не мизогония. Дамы, которые могут расшвырять противников небрежным взмахом руки или меча, битыми не ходят и сражаются наравне с мужчинами.
Другое дело - сексуализация. И тут я говорю не о сексуальной активности крестьянок и горожанок в первой части игры, это как раз отрадно видеть. Я о том, что рано или поздно всякая красивая героиня падает к ногам Геральта, а большая часть персонажей женского пола красивы и кокетливо обтянуты по самое декольте. Разумеется на это влияет сам ведьмак, загадочный и привлекательный ловелас. Во-первых, он популярен среди женщин по вполне понятным причинам, а во-вторых, может немного приукрашивать благосклонных к нему леди. Обманываться рад. Одновременно это является штампом фентези и тянется из книжной серии: безответно влюбленных в Геральта барышень просто не счесть.
Гетеросексуальной геймерше внутри этой эротической фантазии может быть неуютно. В простой истории любви она может сопереживать возлюбленной героя, следить за развитием романа и вдохновлённо создавать его своими руками. Ведьмак же для простых романов не создан, и остается либо дистанциироваться от него, либо перенять мужской взгляд и азартно коллекционировать любовниц.
Примечательным отличием от книжной серии является выбор основной героини. В книге главной женщиной Геральта остается Йеннифер. Переменчивая, резкая, прямолинейная, стервозная и себе на уме. Она выступает с ним на равных: оба тянуться друг к другу, оба уходят друг от друга к свободе и независимости, их запутанные отношения встреч и расставаний тянуться добрых двадцать пять лет. Более того, Йеннифер старше ведьмака и планы её значительно масштабнее. Пока тот истребляет монстров на большой дороге, она ввязывается в заговоры и политические дрязги.
Трисс же, ставшая героиней игр, гораздо больше привязана к Геральту, чем он к ней. После краткосрочного романа они расстались, и дальше их связывала только нежная дружба. Ага. Только после потери Геральтом памяти она смогла отвоевать место в его сердце, и ее можно еще разок бросить ради Шани. Особую прелесть такой ситуации придает то, что Шани в любом случае не появится в продолжении - слишком самостоятельная и целеустремленная, а звездой единолично станет Трисс, которая к нам опять вернулась. Как же герою обойтись без дамы в беде? Вдруг Шани не дождется его и сама сбежит или погибнет.
В третьей части появится Йеннифер. Давайте снова попрощаемся с чародейкой Меригольд!
Примечательно и то, как нам представляют нашу давнюю возлюбленную в The Witcher 3. По традиции второй части игра начинается с попы. Лица и волос нам не показывают, дабы сохранить интригу. Ого! Да это не рыжая попа, а черноволосая попа, неожиданно. Хоть бы родинку опознавательную оставили.
В интервью разработчики объясняли, что это необходимо для осознания всей глубины отношений между героями, но откровенно говоря, с кем Геральт только не просыпался. Обнаженность - не самый достоверный признак глубокой привязанности. Некоторые моменты вообще упущены или проигнорированы. Например, Трисс в книгах не носит глубоких вырезов, скрывая шрамы, оставшиеся после битвы под Содденом. Она может их свести с помощью магии, но по какой-то причине оставляет. Шрамы напоминают о ее истории, ее подвиге и ее боли, она бережно хранит их и не показывает посторонним. Вот это могла быть трогательная сцена обнажения, одновременно демонстрирующая и доверие и саму Трисс. Оттолкнули бы вы ее? Увы, нам досталась идеальная барби, и спасибо, что в рыболовной сетке она ходит всего одну игру.
Манера чародеек одеваться - тоже интересная тема. Магически привлекательная внешность - оружие, которым они умело пользуются. Но надо сказать, Геральт не ходит с мечом наголо по городу: вопрос уместности и тонкого вкуса взрослых женщин никто не отменял. Некоторые получили штаны, но даже платье-мешок комфортнее для путешествий, чем кожаный комплект в обтяжку. Особый приз в этой номинации получает Цири. Каблуки еще как-то оправдывают себя при верховой езде, но корсет входит в топ самых бесполезных в лесном бою элементов одежды. Сразу после кринолина. При этом Геральта в третьей части вполне прилично одоспешили, пусть и пожертвовав его тонкой талией. Будем надеяться, что в следующем проекте, лишенном гнета оригинальной книги, CDProject Red все-таки выдадут девушке одежку.
В общем, несмотря на наличие сильных духом героинь, полных индивидуальности и драматизма, Золотую Пальму Эгалитарности серия не получит. И даже колоритная хозяйка квартиры из первой части не спасет положение. По сравнению с книгой разнообразие женских образов меньше (Нэннеке, Калантэ, дриады). Впрочем, типичная ситуация для игрового рынка, так что вряд ли это можно считать поводом в игру не играть: в третьей части в дело вступают самые суровые героини саги.